Бесплатный звонок из любой точки России 8 (800) 200 21 78
Написать нам
Промышленные полы
для любых условий эксплуатации
В каталог продукции

Влияние геодинамически активных зон геологических разломов на процессы адаптации кадет в общеобразовательных военно-учебных заведениях

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

(40-лет научно-исследовательскому отделу обитаемости и профессионального отбора НИЦ Военно-медицинской академии им. СМ. Кирова)

Материалы Всероссийской научно-практической конференции 6-7 декабря 2006 года

ВЛИЯНИЕ ГЕОДИНАМИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ЗОН ГЕОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛОМОВ НА ПРОЦЕССЫ АДАПТАЦИИ КАДЕТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Сиващенко П.П., Мельников Е.К.

Военно-медицинская академия им. СМ. Кирова, ОАО «ВНИМИ», г. Санкт-Петербург, Россия

В многочисленных литературных источниках, в научных, но, в большей мере популярных изданий, уже не одно десятилетие утверждается, что в некоторых местах на Планете увеличивается онкологическая заболевае­мость. Этим местам также предписывают и определенное психогенное действие, определяющее повышение дорожно-транспортного травматизма. Также считается, что ухудшение состояние здоровья и некая ущербность поведенческих реакций человека в рассматриваемых зонах возникает по причине некого Земного излучения, распространяющегося из недр Планеты в областях прохождения подземных водотоков и расположения актив­ных геологических разломов.

Исходя из того положения, что качество жизни онкологических больных и травмированных в автокатаст­рофах резко снижено, а повышение качества жизни, похоже, стало одним из приоритетных направлений дея­тельности правительства, выявление причины такого явления как геоактивные (в некоторых редакциях геопа­тогенные зон) становится достаточно актуальным направлением геоэкологических исследований.

Следует отметить, что в последнее время показано, что действие этих факторов напрямую зависит от осо­бенностей геологического строения земной коры, над которой находится территория и места длительного пребывания людей (школы, квартиры, места досуга). (1,2, 4). В частности показано, что при расположении мест длительного пребывания людей в областях повышенной разрывной тектоники, происходит исчезновение ре­лаксационного компонента биоритмологической регуляции процессов в мозге. Это, в свою очередь сопровож­дается, не только «выпрямлением» синусоидальной картины распределения суицидов во времени, характерной для всех жизненных проявлений у людей, но и увеличением количества суицидов среди тех, кто проживал в этих зонах.(3). Причины этого явления до конца не изучены. Поэтому были проведены исследования состояния здоровья, процессов физического развития и особенностей обучения кадет в довузовских общеобразовательных военно-учебных заведений в зависимости от расположения мест их длительного пребывания относительно областей активных геологических разломов.

На первом этапе на карте города, где нанесены активные геологические разломы (АР), было выбрано то учебное заведение, на территории которого имеются и зоны АР и межразломные области. После этого, для контроля, определен уровень импульсного электромагнитного излучения, характеризующий фоновую тектони­ческую активность в зонах АР. Оказалось, что в помещениях, находившихся по картам в областях АР, опреде­лялся повышенный уровень ИЭМИ (70 до 160 мкВ/м), в то время, как в помещениях, расположенных за преде­лами этих зон, выраженность ИЭМИ составляет только 3-20 мкВ/м. Так, оказалось, что в этих двух, диамет­рально противоположных по тектонической активности помещениях традиционно размещаются спальные и учебные места воспитанников одного курса, но двух равных по величине подразделений. При этом воспитан­ники одного подразделения курса оказались в зоне действия АР, а другие в межразломных областях..

Всего для проведения эксперимента по оценке действия АР был привлечен 221 воспитанник одного обще­образовательного военно-учебного заведения г. Санкт-Петербурга (110 в одном и 111 в другом подразделении). В процессе трехлетнего наблюдения за подростками определялась академическая успеваемость, результаты физической подготовки, оценки по поведению, особенности отчисления из образовательного учреждения, а также показатели физиологических резервов, определенных на основе индексов Эрисмана, Квааса, ИЭК, которые в свою очередь рассчитывались из базовых физиологических показателей (пульса, артериального давления, времени задержки дыхания).

В результате исследования было обнаружено различие показателей успеваемости между подростками опытной (подвергнутых влиянию АР) и контрольной группы (не подвергнутых этому влиянию). В результате исследования выявлено, что подростки опытной группы в целом повысили уровень академической успеваемо­сти по сравнению с подростками контрольной группы Правда, это улучшение определилось не сразу. Во второй четверти подростки как одной, так и другой группы повысили свои оценки в среднем на 0,13±0,02 балла, после чего динамика показателей в группах изменилась. Так, в третей четверти, в опытной группе продолжали улуч­шать свои показатели успеваемости в среднем на 0,02±0,02 балла, в то время, как их однокурсники из кон­трольной группы, снизили свои показатели на 0,037±0,018 балла. Различия статистически значимы при р<0,05. В четвертой четверти подростки первой группы увеличивали темпы прироста оценок. С 0,025 баллов в третьей четверти средняя оценка в четвертой четверти возросла на 0,03 балла. В то же время у подростков второй (кон­трольной) группы такое повышение определялось всего на уровне 0,01 балла. В результате, за первый курс у подростков опытной группы успеваемость возросла на 0,19±0,02 балла. При этом улучшение оценок определя­лось каждую четверть. В отличие от них у подростков, контрольной группы улучшение успеваемости, достиг­нутое во второй четверти, сменилось ухудшением успеваемости в третьей и небольшим улучшение в четвертой. В результате прирост оценок только на 0,12±0,02 балла. Различия между группами статистически значимы (p<0,02).

Таким образом, у подростков опытной группы, места длительного пребывания которых находились в зонах влияния АР, определилось в течение года повышением академической успеваемости по сравнению с подрост­ками контрольной группы, не подвергнувшимися воздействию АР. Было интересным понять природу актива­ции познавательной деятельности подростков. Решения этого вопроса было подсказано при анализе оценок по поведению и спортивных результатов за первый год обучения.

Из анализа данных следует, что у подростков опытной группы, в отличие от контрольной группы, в первой четверти определяются снижение оценок по поведению на 9% при р<0,01. Если в первой четверти у подростков опытной группы оценка по поведению была 3,09±0,04 балла, то у подростков контрольной группы оценка по поведению составила 3,40±0,08 балла. Во второй и третьей четверти оценки за поведение в той и другой группе подростков возрастают, но статистически значимо оценки за поведение подростков опытной группы ниже оце­нок за поведение подростков контрольной группы на 7,5% при р<0,02 в третьей четверти.( 3,32±0,07 и 3,6±0,09 для первой и второй группы соответственно).

Ухудшение оценок по поведению на фоне лучшей успеваемости может свидетельствовать об определен­ной активации подростков опытной группы в областях АР. Об этом свидетельствует улучшение результатов физической подготовки. Результаты бега на 100 м за первое и второе полугодие, а также через три года обуче­ния у подростков сопоставляемых групп представлены на рисунке 3.

Из анализа результатов бега на 100 м следует, что уже через полгода воздействия аномалий природной среды в зонах АР на подростков опытной группы в местах их длительного пребывания определялось статисти­чески значимое улучшение результатов бега на 100 м, чем у их сверстников контрольной группы, не подвергнутых этому воздействию. У подростков опытной группы результат бега на 100 метров составлял 14,42±0,08 с, а у их сверстников контрольной группы время выполнения норматива на 3,4% больше при р< 0,001 и составля­ет 14,92±0,10 с

К концу первого года обучения в результате занятий показатели бега на 100 метров в этих двух группах подростков улучшились по сравнению с первым полугодием. Но различие в рассматриваемых группах подро­стков сохранилось. Если подростки опытной группы преодолевали дистанцию за 14,11±0,08 с,, то в контрольной группе время выполнения норматива затянулось на 3,6 % при р<0,05 и составило 14,64±010 с. Улучшение ре­зультатов бега на 100 метров подростков, места длительного нахождения которых находятся в зоне влияния АР по сравнению с подростками, не находившимися в зонах АР на первом году обучения, свидетельствует об оп­ределенном активизирующем действии, которое АР оказывают на подростков в начальном периоде обучения.

Через три года у подростков опытной группы время бега на 100 метров стало хуже, чем у подростков кон­трольной группы. Если подростки опытной группы выполняли норматив за 13,8±0,08 с, то у их однокурсников контрольной группы время выполнения норматива 13,2±0,1 с (улучшение выполнения норматива на 4,5% при р<0,05). Следует отметить, что такое снижение результатов в опытной группе, где эти результаты на первом курсе были значительно выше, может значить только то, что активационный компонент АР, воздействующий на подростков в местах их длительного нахождения, исчерпал себя. Более того, воздействие этих аномалий ста­ло, в какой том мере, даже вредным. Причина различия в выполнении норматив бега на 100 м, возможно, кро­ется в изменении физиологических резервов подростков, места длительного пребывания которых находились в областях АР. В таблице 1 представлены физиологические показатели и расчетные индексы физиологических резервов у подростков, в зависимости от нахождения мест их длительного пребывания.

 

Таблица 1

Физиологические показатели и расчетные индексы Эрисмана Кваса и Руфье у подростков в зависимости от расположения их мест сна и классов для занятий относительно областей влияния активных геологических разломов

Физиологические показатели Выраженность разрывной тектоники
Нет влияния АР Зоны влияния АР
ЧСС 78,7±2,5 72,8±2,0*
САД 112,2±1,5 117,5±1,4*
ЖЕЛ 2,9 ±0,8 3,3± 0,6*
Проба Генча 35,5±1,7 42,1±2,10*
Индекс Эрисмана 51,2±1,1 44,5±0,7**
Индекс Квааса 17,6±0,6 15,8±06*
ИЭК 1,492±0,038 1,636±0,041*
Индекс Руфье 9,237±0,43 7,021±0,37**
Примечание — Знаком «*» указано статистически значимые различи при р<0,05, знаком «**» при р<0,001

Из анализа данных, представленных в таблице 1 следует, что у подростков опытной группы после трехлетнего воздействия зон АР величина артериального давления увеличилась на 8% при р<0,05 по сравнению с кон­трольной группой, показатели пульса наоборот уменьшились на 4,7 %, жизненной емкости легких снизилась на 12 % (р<0,05) и времени задержки дыхания на выдохе снизилось на 15% (р<0,05). Увеличение систолического давления на фоне снижения пульса само по себе характерно, так же как и снижения времени задержки дыхания для повышенного напряжения регуляции вегетативных функций при длительном воздействии стрессогенов. Рассчитанные физиологические индексы указывают на снижение физиологических резервов у подростков опытной группы, находящихся под влиянием АР. Величина индекса Эрисмана у подростков этой группы со­ставляет 44,59±0,7 балла, в то время как у лиц контрольной группы эта величина на 15% больше при р<0.001 и составляет 51,1± 1,1 балла. Наряду с изменением индекса Эрисмана ухудшаются показатели индексов Квааса, ИЭК и Руфье. Если величины индекса Квааса, ИЭК, Руфье в группе подростков опытной группы составляли соответственно 15,8±06 1,64±0,04 и 7,0±0,37 баллов, то у подростков контрольной группы величины указанных индексов составляли соответственно 17,6±0,6; 1,492±0,038 и 9,20±0,43.баллов. Различия статистически значимы для индекса Квааса и ИЭК при р<0.05 и индекса Руфье при р<0.001 соответственно. Все полученные данные свидетельствует о снижении уровня физиологических резервов у подростков, подвигнутых трехлетнему влия­нию АР.

Снижение физиологических резервов, а также сдвиг в сторону напряжения систем регуляции кровообращения, по всей видимости, сказались на состоянии устойчивости нервной системы. Оценки по поведению на третьем курсе у подростков, опытной группы, подвергнутых влиянию зон АР, продолжают оставаться снижен­ными. В этой группе оценка по поведению составила 4,14± 0,10 баллов, в то время как у их однокурсников, контрольной группы, не подверженных этому влиянию она была выше на 5,5% при р<0,05 и составляла 4,37±0,11 балла. Ухудшение поведения на первом и последующих курсах у подростков опытной группы нашло свое отражение в количестве лиц уволенных в связи с нарушением дисциплины и неуставных взаимоотноше­ний. Следует отметить, что нарушение дисциплины и неуставные взаимоотношения и нежелание продолжать обучение — две основных причины, по которым подростки отчисляется в основном на первых двух курсах.

Всего в двух рассматриваемых группах подростков отчислено за первый курс из 221 — 39 человек. Из них 17 (43%) подростков опытной группы и 22 (57%) подростков, контрольной группы. В опытной группе из 17 подростков 11 (65%) отчислены в связи с неуставными взаимоотношениями, и только 6 человек (35%), в связи с нежеланием продолжать обучение. В контрольной группе по причине неуставных взаимоотношений из 22 че­ловек отчислено только 7 человек (32%) , остальные 15 (68%) отчислены по рапорту, в связи с нежеланием продолжать обучение. Отличия статистически значимы по методу Хи-квадрат при р<0,05. Таким образом, при длительном влиянии областей АР на подростков определяется сначала активирующее, а затем истощающее действие. Это вписывается в рамки действия классических стрессогеннов, когда на первой стадии происходит активация систем организма, а на завершающем этапе развивается частичная утрата физиологических резервов.

Из этого следует, что те аномалии природной среды в областях АР являются естественными стрессогенами. Эти стрессогены увеличивают активность людей, но и увеличивают риски происшествий, связанных с неадекватной, в том числе асоциальной деятельностью человека. В этой связи видится вполне своевременным разработка принципов и методов контроля состояния соматического и психического здоровья населения, про­живающего в областях АР.