Промышленные полы
для любых условий эксплуатации
В каталог продукции

Пропуск в завтрашний день

19 Июн 2013 Интервью

По данным ОАО «Ярославские краски», критерий «экологичность» лидирует у менее 1% потребителей лакокрасочных материалов.

Алексей Леонидович Розен, руководитель технического отдела, ОАО «Слотекс»

Александр Сергеевич Рыжов, заместитель генерального директора, ООО «Альфапол»

Игорь Николаевич Романов, начальник департамента маркетинга, ОАО «Объединение «Ярославские краски»

О том, насколько важно для производителя соблюдать требования к экологической безопасности своей продукции на конкурентном рынке, говорят участники круглого стола.

Насколько изменились требования со стороны строителей и потребителей к экологической чистоте стройматериалов за последнее время?

А. Л. Розен:

– Трудно сказать, очевидных и убедительных данных о растущем спросе со стороны потребителей нет.

А. С. Рыжов:

– С одной стороны, такая тенденция есть, но реализации нет. Например, в Москве в 2004 году было принято постановление о комплексной целевой программе «Шунгит» с бюджетом 100 млн руб. Одним из направлений внедрения в практику строительства было предложено использовать природные свойства шунгита для защиты человека от электромагнитных излучений. В Москве такие материалы не производятся до сих пор.

С другой стороны, если заказчик не требует применения особых материалов, то строители построят объект из того, что есть. Например, в одном из строящихся под Петербургом коттеджных поселков несколько строений попали в зону повышенного выделения радона. Нами была подготовлена смета и проект договора на выполнение работ с применением специально разработанных, прошедших экспертизу радонозащитных материалов. И хотя строителям было предписано провести радонозащитные мероприятия, никто даже не подумал эти материалы приобрести.

Крупных застройщиков вопрос экологии волнует только на бумаге. Забота о своем здоровье и экологии жилища предоставлена самим владельцам жилья.

Мы направили в правительство города информацию об экранирующих и радонозащитных материалах, которые предприятие может производить в промышленном масштабе. Они позволили бы решить проблему риска онкозаболеваний, связанную с электромагнитными излучениями и радоновым загрязнением. Безрезультатно.

И. Н. Романов:

– Темпы роста потребления водных лакокрасочных материалов составляют 20–30% в год, то есть спрос на экологически более безопасные продукты есть и решается сам собой. Хотя экологичность в опросах стоит на 6–7-м местах в ряду потребительских свойств ЛКМ после эксплуатационных и ценовых характеристик. Менее чем у 1% опрошенных этот критерий занимает первое место.

Намного ли отличаются требования к экологии при производстве стройматериалов по европейским или отечественным нормам?

А. Л. Розен:

– Требования к экологии при производстве любой продукции определяются величиной предельно допустимых концентраций вредных веществ. Нормы на ПДК в рабочей зоне прописаны в СанПиН (санитарных правилах и нормах), которые выпускают Минздрав и Главный государственный санитарный врач. ПДК в выбросах согласуются с Роспотребнадзором при утверждении проекта на допустимые выбросы предприятия (ПДВ). ПДК на границе санитарно-защитной зоны предприятия предусматриваются проектом санитарно-защитной зоны. Насколько отличаются эти нормы от зарубежных? Не думаю, что кто-то задается этим вопросом.

А. С. Рыжов:

– У предприятия есть опыт поставок материалов за рубеж, в том числе в страны СНГ и ЕЭС. Эти поставки пока не очень велики, чтобы сертифицировать продукцию в стандартах ИСО. Все поставляемые сухие смеси благополучно прошли за рубежом экспертизу.

Если материал качественный, то он может получить необходимые заключения даже там, где действуют международные стандарты. Но это заставляет предпринимателя строить производство на более четком законодательном уровне, который в 1990-х годах был практически утрачен.

И. Н. Романов:

– Нормы и требования отличаются (или будут отличаться) мало. Выполняются плохо или не выполняются вовсе.

Насколько важно для производителя декларировать соблюдение экологических норм в производстве стройматериалов? Становится ли сегодня это условие конкурентным преимуществом для производителя стройматериалов?

А. Л. Розен:

– Экологическая чистота при производстве потребителю вообще неинтересна – его волнуют потребительские свойства продукта, который он купит. Но производитель обязан иметь на этот продукт санитарно-гигиеническое заключение, которое выдают органы Роспотребнадзора после проведения испытаний. Без него вообще ничем торговать нельзя.

А. С. Рыжов:

– Пока все решает прибыль, от декларирования экологической чистоты и безопасности стройматериалов мало что зависит. Должна накопиться некая «критическая масса» фактов, убедительных для обывателя, и дающая прибыль как производителям, так и строителям, что строить надо только из экологически чистых материалов.

Например, понятие «элитный дом» означает, что он построен в определенном месте с использованием дорогостоящих отделочных материалов и напичкан высокотехнологичными инженерными системами. Но никто никогда не поинтересуется, соблюдены ли экологические требования при его строительстве.

На мой взгляд, застройщик должен предъявлять жильцу экологический паспорт дома на соответствие различным факторам риска (геопатогенные зоны, степень загрязнения почв, повышенное воздействие ЭМИ, химические загрязнения, шумы, вибрации, состояние воздуха, качество воды, экологичность стройматериалов).

Иначе экологическая беспринципность может обернуться человеческими трагедиями. С другой стороны, никто не отнимал право потребителя строительных услуг запросить сведения, касающиеся стройматериалов и размещения дома у соответствующих организаций и сделать выводы еще до подписания договора о покупке жилья.

И. Н. Романов:

– Если и можно экологически чистое и безопасное производство рассматривать в качестве конкурентного преимущества, то не явного. В сознании нашего массового покупателя важны свойства стройматериалов, а не то, как или в результате чего они были произведены.

Что делается производственниками, чтобы обеспечить растущие экологические требования в процессе производства стройматериалов? Насколько важны такие факторы, как создание собственных лабораторий для тестирования продукции, разработка ТУ с учетом более строгих требований к экологической безопасности, добровольная сертификация в стандарте ИСО 14000?

А. Л. Розен:

– Если иметь в виду конечный продукт, то мы используем ДСП и OSB с классом эмиссии Е1, а не Е2, то есть в меньшей степени выделяющих формальдегид и фенол, а также клеи с водой в качестве растворителя и меньшим содержанием летучих веществ. Наш пластик на основе бумаг Elesgo с поверхностью «акриловая экстраглянец» не испускает формальдегид, поскольку вообще не имеет его в своем составе.

А. С. Рыжов:

– До недавнего времени на предприятии действовал Испытательный исследовательский центр защиты от электромагнитных полей под руководством д.м.н. В. И. Никитиной, ведущего специалиста в этой области.
В центре проводились уникальные исследования, которые легли в основу разработки и применения шунгито-магнезиальных смесей на различных объектах. Кроме этого, мы провели тестирование наших материалов в Военно-медицинской академии им. Кирова, СЗНЦ гигиены Минздрава, научном полигоне МО РФ, Морском техническом университете и других авторитетных организациях.

И. Н. Романов:

– Если говорить о ярославских химических производствах, то в философии бизнеса вопросы экологичности производства принципиально не изменились, если не считать повсеместное внедрение стандартов ИСО. Основную часть органоразбавляемых лакокрасочных материалов, которые реализует ТД «Ярославские краски», поставляет ОАО «Русские краски», где большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды.

Так, впервые система экологического менеджмента на предприятии была проверена Российским морским регистром судоходства и признана соответствующей требованиям МС ИСО 14001:96 в 2002 г.

В 2006 году Ассоциация по сертификации «Русский регистр» признала СЭМ соответствующей стандарту ИСО 14001:2004. В марте 2008 года «Русские краски» присоединились к программе «Responsible Care – Ответственная забота».

Являются ли основным двигателем в повышении экологической безопасности продукции перспектива вступления в ВТО или введение технических регламентов?

А. Л. Розен:

– Основной двигатель – это запросы покупателей, поскольку во все государственные нормативы мы вписываемся. Спрос рождает предложение. По мере появления на рынке новых материалов, например OSB, такие возможности появляются.

А. С. Рыжов:

– Введение технических регламентов не панацея. Вопрос в том, будут ли они соблюдаться. Ведь и сейчас можно спросить за несоблюдение СНиП, хотя Законом о техническом регулировании СНиПы и ГОСТы отменены. Не думаю, что технические регламенты нам откроют глаза, и мы вдруг узнаем, что такое качество продукции.

Вступление в ВТО нашей организации принесет большую выгоду, потому что нам принадлежит мировой приоритет в производстве и выпуске магнезиально-шунгитовых экранирующих смесей, и качество нашей продукции всегда соответствует самым жестким требованиям.

И. Н. Романов:

– Такими «двигателями» могут быть только законодательные и репрессивные меры.

Повышение экологической безопасности стройматериалов или самого предприятия – это объективный процесс, который обусловлен техническим прогрессом, или добрая воля предпринимателя?

А. Л. Розен:

– Повышение экологической безопасности, безусловно, естественный процесс, если речь идет о соответствии некоему общему уровню регламентированных или пока еще только общественно признанных требований. Но и добрая воля тоже много значит, поскольку подразумевает некоторую степень свободы. Это стоит денег, и предприниматель сам решает, готов ли он понести дополнительные расходы.

А. С. Рыжов:

– Исторически сложилось так, что мы занялись производством магнезиально-шунгитовых и гипсовых материалов и вряд ли будем заниматься чем-то другим. Наша продукция экологически безопасна по определению, так как состоит только из природных компонентов. Что касается самого производства – мы смотрим в завтрашний день. Если на производстве не созданы все условия для работы – завтра мы не найдем желающих у нас работать.

И. Н. Романов:
– Чтобы выпуск экологически чистых и безопасных лакокрасочных материалов стал «доброй волей» производителей, нужен массовый спрос именно на эти продукты.

Каковы «экологические» перспективы производства вашей продукции?

А. Л. Розен:
– Наиболее экологически чистой продукцией у нас является теплокаркасная панель и пластик с поверхностью «экстраглянец», поскольку они имеют минимальную эмиссию вредных веществ.

И. Н. Романов:
– Пока есть платежеспособный спрос, планируем производить органику, то есть инвестировать в производство водных лакокрасочных ЛКМ.

А. С. Рыжов:

– Постепенно наши разработки, на которые мы затратили более 10 лет, много сил и средств, начинают торить себе дорогу в технических решениях. Например, нам удалось скомбинировать прочный материал, который отводит статическое электричество, экранирует от ЭМИ, является искробезопасным и негорючим. Пол из такого материала идеален для предприятий химической, нефтегазовой промышленности. И его стоимость не идет ни в какое сравнение с потерями от возможных аварий и пожаров.

Мы создали строительную смесь для защиты от гамма- и рентгеновского излучения. В больничных палатах из шунгитосодержащих материалов на 2–3 дня процесс выздоровления идет быстрее. За такими материалами будущее.
В этом году мы планируем участвовать в очередном конкурсе «Сделано в Петербурге» с новейшей разработкой. Мне представляется, что экологические перспективы должен определить федеральный закон о среде обитания человека – мы должны реально задуматься о нашем будущем, иначе будем занесены в красную книгу, как вымирающий и ненужный вид.

Подготовила Татьяна Рейтер

Оставьте свой комментарий